Вирус свиного гриппа содержит генетические компоненты вируса птичьего гриппа. Такое мнение ученых опубликовано в американском журнале Viral Immunology. А потому фармацевтические компании продвигают лекарства, уже попробованные в борьбе с предшественником нынешнего вируса.
Свиной грипп в основном поражает детей и пожилых людей. Однако авторы исследования, опубликованного в Viral Immunology, отмечают, что вирус птичьего гриппа H5N1, компоненты которого есть в новом вирусе A/H1N1, очень часто приводил к гибели молодых здоровых людей с нормально функционирующей иммунной системой. Некоторые генетические компоненты вируса H5N1 могут провоцировать непропорционально сильный ответ иммунной системы у молодых и зрелых людей. В легких возникает «цитокиновая буря» — резкое увеличение количества продуцируемых иммунной системой противовоспалительных белковых веществ — цитокинов. В результате легочная ткань не может функционировать нормально, что может привести к смерти больного.
Первой на маркетинговую акцию в ходе борьбы со свиным гриппом решилась швейцарская компания F.Hoffman — La Roche. Она подтвердила передачу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 3 млн упаковок Тамифлю из так называемого «Запаса быстрого реагирования», хранящегося на складах компании в США и Европе. Вместе с 2 млн упаковок, переданных ВОЗ в 2006 году и хранящихся на региональных складах организации, этот препарат будет направлен в нуждающиеся страны.
F.Hoffman — La Roche утверждает, что Тамифлю — единственный препарат, способный справиться с вирусом свиного гриппа. В сообщении компании говорится, чрто «к настоящему времени правительствами многих стран мира разработаны планы подготовки к пандемии гриппа, составной частью которых является создание стратегического запаса Тамифлю, в соответствии с рекомендациями ВОЗ, для своевременного обеспечения населения в период препандемии и пандемии. Подобные запасы сделаны правительствами уже 85 стран мира и рассчитаны на обеспечение в ряде случаев до 25-50% населения».
Однако ранее швейцарская компания уже попадала под обвинение в «разжигании страстей вокруг птичьего гриппа». В конце 90-х, по данным газеты Southern Metropolis Daily, в рамках своей рекламной кампании в Китае поддерживал слухи о чрезвычайной опасности неизвестного вируса, от которого умерли несколько человек, и сотни были госпитализированы. По утверждению издания, F.Hoffman — La Roche продвигал свой противовирусный препарат, который преподносился как средство против птичьего гриппа.
После пресс-конференции компании слухи о том, что неизвестный вирус аналогичен вирусу гриппа птиц, быстро распространились с помощью интернета. Это привело к резкому повышению спроса на плохо продававшийся один из препаратов F.Hoffman — La Roche. Такая тактика на рынке лекарственных средств, по мнению авторов статьи, нарушала китайское законодательство. Китайское «Бюро по контролю за оборотом лекарственных средств» тогда начало расследование данного случая, однако, ни к каким результатом оно не привело.
Руководитель департамента маркетинговых исследований отраслевого агентства «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов утверждает, что Тамифлю уже продемонстрировал противовирусную активность в отношении нового штамма гриппа категории А. «Одна упаковка лекарства стоит 36 евро. Умножаем на 2,5 миллиона упаковок — получается около 90 миллионов евро. Примерно столько могла бы заработать компания, если бы продала, а не пожертвовала медикаменты», — поясняет он.
Директор отдела розничного аудита Маркетингового агентства DSM Group Юлия Нечаева напоминает BFM.ru, что если посмотреть продажи F.Hoffman — La Roche в России, получается 30% от продаж на мировом рынке. По ее словам, для компании такой шаг — не только благотворительность, но и удачный рекламный ход.
Однако гендиректор рекламного агентства EuroPublicity Вадим Кудряшов считает, что PR тут — на втором месте. «Внимание эта акция привлечет. Всемирной организации здравоохранения реклама, как таковая, не очень нужна. Собственно говоря, она может быть нужна производителю, название которого не стоит называть, чтобы не рекламировать», — отмечает он.
При этом, с московских прилавков лекарство уже буквально смели. «Очень активный спрос сегодня на этот препарат сформировался в системе корпоративных закупок. Крупные корпорации в лице банков, в лице нефтяных компаний закупают этот препарат тысячами и тысячами упаковок для того, чтобы сотрудники принимали препарат как профилактирующее средство», — говорит Мелик-Гусейнов.
А это означает, что благотворительная акция F.Hoffman — La Roche прошла успешно с точки зрения маркетинга: помимо благотворительности, компания значительно увеличила свои продажи. При этом Мелик-Гусейнов отмечает, что в московских аптеках Тамифлю стоит до 2 тысячи рублей за одну упаковку, что примерно на 15-20% дороже его европейской цены в 36 евро.